Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в структурных подразделениях Департамента государственных доходов по Акмолинской области

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в структурных подразделениях Департамента государственных доходов по Акмолинской области

08.06.2025 16:43:17 396

Внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности структурных подразделений Департамента государственных доходов по Акмолинской области (далее по тексту Департамент) проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказам Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Период проведения: начат 01.04.2025г., закончен 13.05.2025г.

Наблюдаемый период: 2024 год.

В соответствии с Методическими рекомендациями внутренний анализ коррупционных рисков Департамента осуществлен по следующим направлениям:

- выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности;

- выявление коррупционных рисков в нормативно-правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность Департамента.

Анализ коррупционных рисков проведен составом Рабочей группы, при этом независимые эксперты (специалисты) не привлекались.

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и его территориальных подразделений

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и его территориальных подразделений проводились по следующим вопросам:

1)      управление персоналом, в том числе сменяемость кадров;

2)      урегулирование конфликта интересов;

3)      оказание государственных услуг;

4)      реализации разрешительных функций;

5)      реализация контрольных функций;

6)      освоение и распределение бюджетных и финансовых средств;

7)      заключения договоров с физическими и юридическими лицами;

8)      разработки и эксплуатации информационных систем;

9)      иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта анализа.

 

 

  1. Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров

На 26 мая 2025 года штатная численность Департамента государственных доходов по Акмолинской области и его территориальных управлений составляет - 390 единицы (Департамент-141, ТУГД-249). Фактическая численность - 364 единиц (91,1% от штатной численности), из них ДГД -131 единица, ТУГД -233 единиц, вакансий -26, в т.ч. ДГД -10, ТУГД -16.

За 4 месяца 2025 года количество впервые принятых на государственную службу составляет 9 человек. Все государственные служащие соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым занимаемой должности.

Документы на специальную проверку в органы национальной безопасности направлялись своевременно. Впервые принятым на государственную службу назначается испытательный срок и закрепляются наставники.

За 4 месяцев 2025 года всего уволено 29 человек в т.ч. ДГД -8, ТУГД -21 в т.ч.:

- по собственному желанию – 10; 

- по конкурсу в другие ДГД, УГД и организации -7;

- по иным причинам - 7.

Сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушение норм Этического кодекса, а также за несоблюдение ограничений государственными служащими, за 2024 год – 4 сотрудника,  за 4 месяца 2025 года не имеется.

Изучение процессов прохождения государственной службы в Департаменте и его территориальных подразделениях (проведение конкурсов на вакантные должности, наложение дисциплинарных взысканий, переподготовки и повышения квалификации, наставничество и др.) показало, что в целом они соответствуют установленным требованиям законодательства о государственной службе.

Всеми сотрудниками органов государственных доходов Акмолинской области, в т.ч., впервые принятыми на государственную службу, требования пункта 3, статьи 12 ЗРК «О противодействии коррупции» исполняются в полном объеме, под роспись приняты антикоррупционные ограничения.

Фактов досрочного снятия дисциплинарных взысканий, при совершении нового проступка, не установлено.

В ходе проведенного анализа по вопросам управления персоналом в деятельности Департамента коррупционных рисков не выявлено.

 

  1. Урегулирование конфликта интересов

Этический контроль на государственной службе является важным механизмом профилактики коррупционных проявлений, нарушений служебной этики и урегулирования конфликтов интересов. Внедрение с 2016 года, Указом Президента РК от 29.12.2015 года, за №153 «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан», института уполномоченных по этике в центральных и местных государственных органах сформировало условия для повышения служебной дисциплины и ответственности государственных служащих, а также дополнительного механизма противодействия коррупции.

При проверке личных дел сотрудников установлено, что следующие работники ОГД Акмолинской области являются супругами и родственниками:

 

Департамент государственных доходов по Акмолинской области

-Абетов Б.У., руководитель Юридического управления и Абетова А.С., руководитель отдела тарифного регулирования и таможенной стоимости Управления таможенного контроля;

-Журумбаев С.К., руководитель отдела пост-таможенного контроля Управления аудита и Ибраева Н.Д., главный специалист отдела таможенного контроля Управления таможенного контроля;

-Амрин А.Б., руководитель Управления аудита и Амрина И.Г., главный специалист отдела таможенного контроля Управления таможенного контроля;

-Жумагулова Г.Б., руководитель Управления человеческих ресурсов и Абуова Б.Б., ведущий специалист УГД по городу Кокшетау;

-Султанов Б.А, главный специалист отдела налогового аудита НДС Управление администрирования косвенных налогов и НДС в рамках ЕАЭС и Султанова Ж.Т. главный специалист УГД по городу Кокшетау.

 

УГД по Аршалынскому району (супруги)

- Сафронов С.Н., главный специалист отдела по работе с налогоплательщиками и Сафронова Е.Р., главный специалист отдел налогового администрирования и взимания.

 

УГД по Ерейментаускому району (супруги)

- Тасбулатов Б.Т., руководитель отдела главный специалист отдела по работе с налогоплательщиками, Әбимолдаева А.Е., главный специалист отдела налогового администрирования и взимания. (в текущее время в соц. отпуске по уходу за ребенком до 16.10.2027г.).

 

УГД по Есильскому району (супруги)

- Бекмурзин Е.Г., главный специалист отдела налогового администрирования и взимания, Каирова Д.Ж., главный специалист отдела по работе с налогоплательщиками (в текущее время в соц. отпуске по уходу за ребенком до 29.11.2026г.).

 

 

По итогам мониторинга и изучения должностных инструкций и функциональных обязанностей вышеуказанных работников фактов конфликта интересов, занятия государственной должности в непосредственной подчиненности близким родственникам, супругам и свойственникам не установлено.

Касательно выявления конфликта интересов согласно представленной информации, письменных обращений о возникших конфликтах интересов или возможности его возникновения, не обнаружено.

В Департаменте функции Уполномоченного по этике возложены на заместителя руководителя Департамента. В ходе анализа деятельности уполномоченного по этике за 2024 год и текущий период 2025 года, установлено, что уполномоченным по этике Департамента за отчетные периоды проводилась работа в рамках исполнения функций, возложенных на него Положением об Уполномоченном по этике, утвержденных Указом Президента РК от 29.12.2015 года №153.

В соответствии с пп.9) п.4 Положения уполномоченный по этике обязан в целях профилактики и недопущения нарушений законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, а также формирования позитивного имиджа государственной службы взаимодействовать с институтами гражданского общества и государственными органами.

Так, Уполномоченным по этике Департамента проводится работа по разъяснению законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, профилактики коррупции, Этического кодекса, а также проводятся мероприятия по данной тематике (лекции, семинары, также с участием представителей Антикоррупционной службы, Агентства по делам государственной службы, статьи в СМИ, интернет-ресурсы).

В рамках реализации концепции «слышащего» государственного органа Уполномоченным по этике Департамента ведется личный прием граждан согласно графика приема физических лиц, представителей юридических лиц, размещенного на интернет-ресурсе Департамента, что соответствует пункту 9 Раздела 3 Положения об уполномоченном по этике, утвержденного Указом Президента №153 от 29.12.2015 года.

В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе, было проведено анкетирование сотрудников органов государственных доходов Акмолинской области.

Проведенный анализ показывает прозрачность деятельности Уполномоченного по этике Департамента.

 

  1. Оказание государственных услуг

В настоящее время органами госдоходов физическим и юридическим лицам оказываются 42 государственные услуги.

В электронном виде оказываются 25 услуг налогового и 17 услуг таможенного направления. Налоговое администрирование и контроль переведены на автоматический режим.

Также налогоплательщики предоставляют налоговую отчетность через «Кабинет налогоплательщика», мобильное приложение Е- Salyk.

Кроме этого выдача лицензии производится посредством веб-портала «Электронного правительства» www.egov.kz в приложении e-license, что исключает прямой контакт между лицензиатом и услугодателем. Осуществление предоставления услуги в электронном виде исключает возникновение коррупционных рисков.

С внедрением информационной системы «Астана-1» все 100% таможенных деклараций подаются в электронном формате, что  исключает влияние человеческого фактора и минимизирует риски коррупции. Обработка и выпуск деклараций по «зеленому коридору» в настоящее время занимает не более одной минуты. Для сравнения: ранее выполнение аналогичных экспортных процедур занимало до 45 минут, а участникам внешнеэкономической деятельности требовалось лично обращаться в органы государственных доходов.

С 2024 года внедряется информационная система «Кеден», в которую уже были перенесены несколько операций из системы «Астана-1». Среди них – модули «Транзит», «Таможенный реестр», «Временный ввоз транспортных средств» и другие.

Всего органами государственных доходов Акмолинской области за 2024 год оказано 694 024 государственых услуг, в том числе в электронной форме – 692 522 услуг или 99,8%.

За 1 квартал 2025 года органами государственных доходов Акмолинской области оказано 210 823 государственых услуг, в том числе в электронной форме – 210 519 услуг или 99,9%.

Одним из ключевых направлений Департамента государственных доходов по Акмолинской области является работа, направленная на повышение качества государственных услуг.

Среди сотрудников Департамента пропагандируется строгое соблюдение служебной этики и государственных интересов, воспитание высоких морально-этических норм и «нулевой терпимости» к проявлениям коррупции.

Так в ходе мониторинга обращений по «е-Otinish» единой платформе приема и обработки всех обращений граждан установлено, что за 2024 год всего поступило 6 682 обращений, из них 396 жалоб.

В ходе рассмотрения жалоб установлено, что обращения в органы гос. доходов в основном по вопросам налогового законодательства, таможенного законодательства, несогласие налогоплательщиков с начисленным налогом на транспортные средства, ограничение движения денежных средств по банковским счетам, вопросы касательно сроков закрытия ИП, касаются предписаний о назначении налоговых проверок, результатов налоговых проверок, назначение налоговых проверок, по решениям уведомлении, всеобщего декларирования, также вопросы сокрытия доходов физических лиц и т.д.

Налогоплательщикам на все обращения и жалобы работниками органов государственных доходов были предоставлены мотивированные исчерпывающие ответы.

Обращения и жалобы физических и юридических лиц о фактах коррупционных правонарушений, злоупотребления должностными полномочиями, незаконного вмешательства в деятельность субъектов частного предпринимательства сотрудниками органов государственных доходов области со стороны должностных лиц органов государственных доходов по Акмолинской области за отчетный период не поступали.

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам оказания государственных услуг в деятельности департамента коррупционные риски не выявлены.

 

  1. Реализация разрешительных функций

         В соответствии с пунктом 1 статьи 96 Кодекса Республики Казахстан от 25.12.2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) проводится камеральный контроль.

          В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

      по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.

      При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;

      по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска;

      по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.

В соответствии с пунктом 2 статьи 96 Кодекса Республики Казахстан от 25.12.2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

      Исполнением налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, признается:

      1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем:

      постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

      представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

      уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

      отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан;

      2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений;

  1. Уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, признается неисполненным, если налогоплательщик (налоговый агент) не исполнил его в порядке и сроки, которые установлены пунктом 2 настоящей статьи.

       При этом решение налоговым органом по таким случаям не выносится.

  1. Неисполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в срок, установленный частью первой пункта 2 настоящей статьи, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 118 настоящего Кодекса.
  2. По результатам камерального контроля, проводимого в соответствии с пунктом 6 статьи 59 и пунктом 7 статьи 66 настоящего Кодекса, налоговый орган составляет заключение по форме, установленной уполномоченным органом.

         При этом датой завершения камерального контроля является дата составления заключения, указанного в настоящем пункте.

Сотрудниками производится анализ на факт устранения нарушений, в случае не полного устранения нарушения в рамках приказа №6 от 6 января 2017 года «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок» в соответствий с утвержденными критериями КГД определяет список налогоплательщиков для назначения тематической проверки в рамках  ст.142, ст.145 НК РК.

В целях исключения фактов  коррупционных рисков в ошибочных либо преднамеренных действий сотрудников, автоматизировать процесс по признанию уведомления исполненным в полном объеме.  Таким образом, исключает возможность возникновения коррупционного риска в которых недобропорядочный сотрудник может воспользоваться данной ситуацией, то есть сообщит налогоплательщику что нарушение фактически не устранено и предложить налогоплательщику урегулирование вопроса с получением материальной выгодой.

Рекомендации: Для формирования автоматического отбора, необходимо системой считать Дополнительные формы отчетности (далее - ДФНО) представленные по уведомлению, далее система должна сопоставить данные на предмет формата логического контроля.

В отбор включить виды нарушений, по которым при предоставлении ДФНО устраняется нарушение:

- арифметическая ошибка или нарушение ФЛК при заполнении форм налоговой отчетности в соответствии утвержденным и правилами заполнения, повлекшее занижение сумм исчисленного налога;

-минимизация налоговых обязательств;

- завышение вычетов по КПН или ИПН по уплаченным суммам налогов в бюджет;

- несоответствие ТМЗ на начало отчетного периода ТМЗ на конец предыдущего налогового периода;

-  не верное отражение сумм переносимых убытков в ФНО по КПН или ИПН, в том числе от участников реорганизации путем слияния или присоединения;

- и т.д.

 

В соответствии с пунктом 6 статьи 59 Кодекса Республики Казахстан от 25.12.2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) налоговый орган в течение десяти рабочих дней со дня получения всех сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляет камеральный контроль и составляет заключение в порядке, которые определены настоящим Кодексом.

      В заключении отражаются результаты камерального контроля и состояние расчетов по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.

      Заключение составляется в количестве не менее двух экземпляров и подписывается должностными лицами налогового органа. Один экземпляр заключения вручается не позднее трех рабочих дней после его подписания ликвидируемому юридическому лицу под роспись или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

Реализация разрешительных функций в рамках отработки заключения камерального контроля в соответсвтии со статьей 59 Налогового Кодекса.     

Данное заключение формируется специалистом на своем уровне, без согласования с руководством. В целях исключения фактов коррупционных рисков внедрить функционал согласования/подписания  руководителем либо заместителем руководителя ТУГД.

Рекомендации: Внедрение функционала согласования/ подписания руководителем либо заместителем руководителя ТУГД, заключение КК при ликвидациях НП.

 

  1. Реализация контрольных функций

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам реализации контрольных функций в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

  1. Освоение и распределение бюджетных и финансовых средств

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам освоения и распределения бюджетных и финансовых средств в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

  1. Заключения договоров с физическими и юридическими лицами

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам заключения договоров с физическими и юридическими лицами в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

  1. Разработки и эксплуатации информационных систем

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам разработки и эксплуатации информационных систем в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

  1. Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта анализа 

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по иным вопросам вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта анализа  в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

 

 

Источник информации : https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd-akmola/press/news/details/1011423?lang=kk