ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ-ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
08.01.2025 02:13:15 2517
Повышение благосостояния населения-главная цель государственной политики. Тем не менее, повышение благосостояния не может быть рассчитано с увеличением объема различных социальных выплат и пособий. Это наблюдается при стабильной и высокодоходной занятости населения, освоении востребованных на рынке профессий, начале занятий и уменьшении числа семей, получающих адресную социальную помощь. В этом направлении в нашем государстве ежегодно реализуются различные программы, ведется плодотворная работа.
Сегодня предпринимаются меры социальной защиты малообеспеченных граждан. Так, с 2025 года будут внедрены новые подходы к назначению адресной социальной помощи (АСП). То есть в этом году семьям со среднедушевым доходом ниже черты бедности будут предоставлены АСП, направленные на оказание комплексной поддержки для выхода граждан из трудной жизненной ситуации.
АСП предусматривает:
- денежная выплата, предоставляемая ежеквартально на безусловной и условной основе. Семьи, не имеющие трудоспособных членов, получают безусловную помощь, а семьи, содержащие хотя бы одного трудоспособного члена, способного трудоустроиться, получают условную помощь;
- меры содействия занятости. На весь период назначения АСП с семьей заключается социальный контракт. Расторжение контракта является основанием для прекращения выплаты социальной помощи и отказа в назначении АСП в течение следующих 6 месяцев;
- каждому из детей малообеспеченных семей, достигших возраста от 1 до 6 лет, предоставляется ежемесячная доплата в размере 1,5 МРП (5 538 тенге).
В Шымкенте по состоянию на 1 января 2025 года назначены АСП на сумму 5,4 млрд тенге для 45,9 тыс. человек из 8,8 тыс. семей. 16,3 тыс. детей дошкольного возраста получателей АСП получат доплату в размере 625,3 млн тенге.
В соответствии с поручением Главы государства, в 2019 году механизм предоставления АСП был пересмотрен для обеспечения прозрачности, справедливости, стимулирования труда. В результате в 2023 году 12,7 тыс. семей или 65,9 тыс. человек получили 6,3 млрд. оплачена АСП тенге. В 2024 году количество получателей АСП составило 45,9 тыс. человек или 8,8 тыс. семей. На них из казны государства поступило 5,4 млрд. долл. тенге выплачено. Из этого мы видим, что количество получателей АСП с каждым годом снижается.
Что касается районов, получателей АСП в Шымкенте, то установлено, что АСП получают 31% Абайского района, 20% Аль – Фарабийского района, 18,5% Каратауского района, 17% Туранского района и 13% населения Енбекшинского района.
В зависимости от социального статуса большая часть получателей АСП-дети. Их доля составляет 31 тыс. человек, то есть 67,5%. Также установлено, что в числе получателей помощи на момент обращения были граждане, имеющие работу – 16,8%, лица, осуществляющие уход за детьми, лицами с инвалидностью, пожилыми людьми – 11,1%, студенты – 2,6%, безработные – 0,12% и другие категории лиц – 0,9%.
Главная цель государства в назначении АСП-стимулирование населения к труду и содействие занятости трудоспособных граждан, тем самым исключая малообеспеченные семьи из состояния бедности.
По данным Управления занятости и социальной защиты населения города Шымкент, в результате принятых мер по комплексной поддержке малообеспеченных семей в 2023 году в конце того же года из числа получателей АСП 19 тыс. человек вышли из состояния бедности. По итогам 2024 года число выходцев из состояния бедности составило 13,5 тыс. человек.
Так, в 2024 году из числа получателей адресной социальной помощи 12 926 граждан трудоспособны, из них 7 738 граждан имеют работу на момент обращения. В целях содействия их постоянной занятости в мерах продуктивной занятости приняли участие 480 человек. В частности, 308 граждан приняли участие в постоянных рабочих местах, 48 граждан-в общественных работах, 18 специалистов-в «молодежной практике», 17 специалистов-в социальных рабочих местах, 43-по продвижению предпринимательских инициатив, 46-по повышению квалификации.
В 2023 году запущена цифровая карта семьи (далее – ЦЦК), которая определяет уровень благосостояния семей в стране на основе 84 параметров. На основе данных ЦЦК государственные органы и акимы могут анализировать ситуацию в регионах для разработки программ социально-экономического развития.
В этом году в ОЦК по показателям уровня социального благосостояния
Внедрены KPI акимов по сокращению числа семей, отнесенных к категориям D и E. Акимы совместно с заинтересованными государственными органами принимают меры по переводу семей из кризисных и членских категорий в более благоприятные. По состоянию на 19 декабря 2024 года численность данного контингента уменьшилась на 17,9%.
В этом году, с 1 января 2025 года, в соответствии с Социальным кодексом РК черта бедности для назначения АСП определяется из медианного дохода населения.
Министерством труда и социальной защиты населения совместно с Национальным статистическим бюро проведен ежеквартальный расчет размера медианного дохода по данным ЦТК. По его результатам черта бедности определяется на уровне 35% медианного дохода, но не ниже нынешнего уровня, то есть на уровне 70% регионального прожиточного минимума.
В 2025 году на основе изучения материального положения будет осуществлена цифровизация деятельности участковых комиссий, выносящих заключения о нуждаемости семей в оказании АСП. Для этих комиссий было разработано мобильное приложение FSM Social. Его преимущества:
- определение геолокации (точное географическое положение заявителя);
- упрощение процедуры принятия оперативного решения и подведения итогов;
- исключить формальный подход при проведении исследований и вынесении решений.
Мобильное приложение было протестировано в пилотном режиме в городе Кунаев Алматинской области. С января 2025 года планируется ввести в действие приложение FSM Social в масштабах республики.
С 1 января 2025 года планируется запуск пилотного проекта по апробации механизма учета расходов граждан, претендующих на АСП, с получением их согласия.
При назначении АСП осуществляется алгоритм получения сведений о доходах и расходах граждан от банков второго уровня.
Для получения АСП заявитель обращается в уполномоченный орган и подает заявление на участие в пилотном проекте. После этого всем совершеннолетним лицам в семье заявителя на личные телефонные номера направляется sms-сообщение с номера 1414, на которое они должны ответить в течение одного рабочего дня.
Сбор информации о движении денежных средств осуществляется только после получения согласия заявителя и членов его семьи в совокупности через информационные системы государственных органов и банков второго уровня. Если размер расходных операций по банковским счетам не превышает черты бедности, то АСП назначается в соответствии с действующим законодательством.
Ожидается, что в 2025 году в Шымкенте будет создано 24721 новых рабочих мест, что приведет к большим изменениям как в производственно-экономической, так и в социальной обстановке города. Главное, чтобы на основе государственных программ граждане, жаждущие «двух рук – одной лопаты», не боявшиеся работы, верили в то, что потенциал населения улучшится.
Первый заместитель акима города Шымкент К. Асылов
Источник информации : https://www.gov.kz/memleket/entities/shymkent/press/news/details/914146