Земельные аферы с яблоневым садом обернулись для чиновника Шымкента 8 годами тюрьмы
27.08.2025 09:34:40 234.png)
27 августа 2025 года Генеральная прокуратура Республики Казахстан совместно с Агентством по финансовому мониторингу (АФМ) обнародовали результаты проверки деятельности АО «Аграрная кредитная корпорация» (АКК). Поводом для проверки стали нарушения, связанные с реализацией проектов в сельскохозяйственной отрасли.
Согласно пресс-релизу Генпрокуратуры, внимание надзорных органов было сосредоточено на деятельности АО «Фонд поддержки сельского хозяйства», которое в 2021 году вошло в состав АКК. Проверка показала, что при строительстве двух яблоневых садов в Шымкенте были допущены грубые нарушения законодательства.
Как выяснилось, руководство фонда в 2021 году подписало акты приёмки работ по проекту, который фактически не соответствовал ни технической спецификации, ни заявленным производственным параметрам. Несмотря на то что часть работ была выполнена лишь формально, заказчик принял их как завершённые.
Сумма невыполненных работ составила 430,6 миллиона тенге. Общий ущерб государству, с учётом всех сопутствующих затрат, достиг 685,8 миллиона тенге. Эти средства должны были быть направлены на поддержку сельского хозяйства и развитие аграрного сектора, однако по факту значительная их часть была использована не по назначению.
10 июля 2024 года по данному факту было возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями» Уголовного кодекса Республики Казахстан. Ведением расследования занимался Департамент экономических расследований города Шымкента.
Следствие установило, что бывший заместитель председателя правления АКК, гражданин И.М., действовал в интересах подрядчика С.Р. Именно он подписал документы о приёмке работ, которые фактически не были выполнены. Такое решение нанесло серьёзный ущерб государству и поставило под угрозу эффективность программы поддержки аграрного сектора.
Кроме основного уголовного дела, органы правопорядка возбудили и дополнительные досудебные расследования. Они касались более широкого круга нарушений, квалифицированных по п. 2 ч. 4 ст. 190 УК РК («Мошенничество») и по п. 2 ч. 4 ст. 189 УК РК («Присвоение или растрата чужого имущества»). Дела были соединены в одно производство.
В результате комплексного расследования следствию удалось собрать доказательства, подтверждающие участие как бывшего заместителя председателя АКК, так и подрядчика в совершении преступления.
7 августа 2025 года специализированный межрайонный суд по уголовным делам города Шымкента вынес приговор. Оба фигуранта дела — бывший топ-менеджер АКК И.М. и подрядчик С.Р. — были признаны виновными в злоупотреблении полномочиями, мошенничестве и присвоении имущества.
Суд назначил наказание в виде 8 лет лишения свободы каждому, с последующей конфискацией имущества в пользу государства. Таким образом, судебная система дала сигнал о недопустимости злоупотреблений при реализации государственных программ и проектов в сфере сельского хозяйства.
При этом приговор пока не вступил в законную силу. Стороны могут обжаловать его в апелляционном порядке.
Эксперты отмечают, что выявленные нарушения наносят удар не только по государственному бюджету, но и по доверию фермеров и инвесторов к институтам поддержки сельского хозяйства. Средства, выделяемые на развитие аграрного сектора, должны напрямую работать на повышение производительности, модернизацию инфраструктуры и поддержку фермерских хозяйств.
Подобные случаи коррупции и злоупотреблений приводят к тому, что ресурсы уходят не на развитие экономики, а в карманы недобросовестных исполнителей. В конечном итоге страдает весь аграрный сектор, который недополучает обещанных инвестиций.
В Генеральной прокуратуре подчеркнули, что борьба с коррупцией и злоупотреблениями остаётся приоритетным направлением работы. Особенно пристальное внимание уделяется сферам, где задействованы государственные субсидии и льготное финансирование.
– Мы будем и дальше жёстко реагировать на факты хищений и злоупотреблений при реализации государственных программ. Ответственность за использование бюджетных средств должна быть максимальной. Только так можно обеспечить эффективность государственной поддержки и доверие граждан, – говорится в официальном сообщении ведомства.
По мнению аналитиков, это дело станет показательным и приведёт к усилению контроля над деятельностью квазигосударственных структур. Уже сейчас обсуждается необходимость внедрения новых механизмов аудита и мониторинга, которые позволят своевременно выявлять нарушения.
В частности, речь идёт о цифровизации процессов контроля и расширении полномочий независимых аудиторских комиссий. Кроме того, ожидается, что Агентство по финансовому мониторингу совместно с Генеральной прокуратурой продолжат проверки и в других регионах страны.
Проверка Генеральной прокуратуры и АФМ выявила серьёзные нарушения в деятельности АО «Аграрная кредитная корпорация». История с яблоневыми садами в Шымкенте показала, насколько важны прозрачность и ответственность при реализации государственных проектов.
Привлечение к ответственности высокопоставленных чиновников и подрядчиков является важным шагом в борьбе с коррупцией. Однако специалисты подчёркивают: необходимо не только наказывать виновных, но и формировать систему, которая будет предотвращать подобные случаи в будущем.
Приговор суда по делу И.М. и С.Р. — это сигнал для всех участников государственных программ: любое злоупотребление должностными полномочиями неизбежно приведёт к уголовной ответственности.
Таким образом, государство демонстрирует решимость защитить интересы общества и обеспечить, чтобы бюджетные средства работали исключительно на благо граждан и развитие ключевых отраслей экономики